Газета «Гудок»

@ sovmedia.ru

История советской журналистики

Газета «ГУДОК» — ежедневный орган Министерства путей сообщения СССР и ЦК профессионального союза рабочих железнодорожного транспорта.

Газета начала выходить как орган профессионального союза железнодорожных мастеровых и рабочих Петроградского и Московского узла с 23(10) декабря 1917 г. 2—3 раза в неделю.

Редакция ставила своей задачей «способствовать выработке единства воли и действия железнодорожного пролетариата, выявить его революционное классовое сознание, углублять и расширять завоевания революции… будить и звать железнодорожные низы к сплочению своих сил и тесному единению со всем борющимся пролетариатом России для торжества трудовой революции и лучших заветов международного рабочего движения».

«Г.» — одна из первых советских рабочих газет. Она сыграла огромную организующую и воспитательную роль как в первые годы становления Советской власти и нормализации работы железнодорожного транспорта, так и в последующие периоды: в годы восстановления народного хозяйства, в период первых пятилеток, в грозные годы Великой Отечественной войны.

С первых же номеров «Г.» становится одной из самых любимых и популярных газет. Этому, безусловно, помогали ее простой живой язык, ясное изложение событий.

В газете в первые же месяцы ее существования из разных городов, железнодорожных станций и рабочих поселков собрались молодые и талантливые газетчики — очеркисты, рабселькоры, репортеры, начинающие писатели и фельетонисты, поэты и художники. Своими яркими выступлениями на страницах «Г.» они быстро завоевали любовь и признание железнодорожников и массового рабочего читателя. Своего любимого стихотворного фельетониста Зубило (Ю. Олешу) старые железнодорожники с любовью и сейчас вспоминают. Очень хорошо привились рифмованные заголовки: «Операции кооперации», «У Савки в лавке», «Накупишь на кукиш», «Мошки в окрошке» и т. п. Большой популярностью пользовалась рубрика Рабочий фельетон.

Многим памятны имена первых активных газетчиков «Г.». Это — творцы знаменитой четвертой полосы, известные впоследствии писатели — И. Ильф и Е. Петров, Ю. Олеша, Мих. Кольцов, М. Шагинян, С. Смирнов, В. Катаев, К. Паустовский, Вс. Иванов. Это — популярные талантливые поэты — В. Маяковский, Ник. Асеев, Д. Бедный, А. Жаров, А. Безыменский, С. Маршак, Э. Багрицкий, В. И. Лебедев-Кумач, И. Уткин. Это — очеркисты — Лариса Рейснер, A. Колосов, Мих. Булгаков, Ив. Овчинников, М. Львов.

Видное место на страницах газеты занимали выступления партийных и государственных деятелей Ем. Ярославского; М. И. Калинина, Н. К. Крупской, А. А. Андреева, Ф. Э. Дзержинского, а также выдающихся представителей международного коммунистического и рабочего движения: У. Фостера, К. Цеткин, Г. Димитрова, М. Кашена, Г. Поллита и других. Первым почетным рабкором был избран B. И. Ленин.

С 11 мая 1920 г. газета выходит ежедневно с измененным подзаголовком — орган Главного Политического управления Народного комиссариата путей сообщения и ЦК профсоюза железнодорожников. С июля 1920 г. — орган Главполитпути, Главполитвода и объединенного ЦК профсоюза железнодорожного и водного транспорта. Далее — орган Наркомата путей сообщения СССР, ЦК союзов рабочих ж. д. Юга, Востока, ДВ, Средней Азии, союза рабочих ж. д. заводов.

Газетные рубрики: На рельсах, По водным путям, Москва, На боевом фронте, В Союзе, Среди водников, На трудовом фронте, Распоряжения НКПС, Обзор печати, Письма с линии, Рабочий фельетон, Театр и искусство, Почтовый ящик.

Собравшийся в мае 1919 г. в Москве II Всероссийский съезд советских журналистов призывал к укреплению связей газет с читателями, к массовому привлечению в работу газеты рабкоров и селькоров. Исходя из этих положений, «Г.» развернул работу с читателями и рабочими корреспондентами. На местах организуются кружки рабкоров. В 1922 г. такие кружки работали в Главных железнодорожных мастерских в Ростове-на-Дону, на железнодорожном узле в Баку и многих других пунктах. Большую помощь развитию рабкоровского движения на транспорте оказывало приложение «Г.» — «Рабкор-железнодорожник».

Живая связь редакции «Г.» с рабочими транспорта и постепенное развитие рабкоровского движения давали возможность газете успешно привлекать свежие кадры из среды железнодорожников. Рабочие корреспонденты вскоре становятся активными помощниками «Г.» в улучшении работы железнодорожного транспорта, в борьбе за победу социализма в Стране Советов.

Ф. Э. Дзержинский в своем приветствии газете в 1922 г. писал: «Гудок» — великое завоевание рабочей революции и великое его орудие. Он силен и ценен своей живой связью с широкой массой транспортных рабочих, он их выразитель».

На протяжении всей своей многолетней деятельности редакция последовательно проводила намеченную программу в жизнь: объединяла и мобилизовывала многотысячную армию железнодорожных мастеровых, рабочих, инженеров,, служащих на борьбу за социализм и коммунизм. В 1924 г. XIII съезд партии отметил важный опыт массовой рабочей газеты «Г.» в освещении политических и хозяйственных вопросов. Главным коллективным автором газеты стал сам читатель, а свыше 75 тыс. читательских писем в год обильно питали газетные полосы, начиная с передовой статьи и до боевой четвертой полосы.

31 января 1925 г. в «Г.» помещена информация о проходившем I Всесоюзном съезде рабкоров «Г.», на котором с большой речью выступил М. И. Калинин. Он советовал рабкорам уделять рабочему быту больше внимания, поделился с ними своими мыслями и опытом, как надо и как не надо писать и каким должен быть рабкор. Не лишне вспомнить призывные строки Владимира Маяковского, обращенные тогда к I Всесоюзному съезду рабкоров «Г.»:

«Работы груда.
Дела горы. За что ни возьмись —
нужны рабкоры… Вперед, рабкоры!
Лозунг рабкорин: — Пишите в упор!
— Смотрите в корень!»

К 1927 г. вокруг «Г.» объединялось уже 20 тысяч рабочих корреспондентов, выполняющих на практике лозунг о том, что массовая рабочая газета должна быть делом рук самих рабочих. Показателем успешной работы редакции по связи с массами и руководству низовой транспортной печатью служили также цифры постоянного роста потока читательских писем, корреспонденции, заметок. В 1925 г. в редакцию поступило 125800 писем, в 1929 г.— свыше 236 тыс

Все чаще «Г.» в своих обзорах печати анализирует деятельность редакций многотиражных газет и стенной печати, помещает статьи, дающие направление работе низовой печати, рабкоров. Показательна в этом отношении статья С. Ингулова «Печать на крутом подъеме» в номере за 4 мая 1929 г. «Печать, — подчеркивал автор, — должна широко распространять положительный опыт работы на производстве; должна уметь воспитывать массы не только на ненависти ко всему тормозящему ход социалистического развития, ко всем вредным элементам, или, как их называл Ленин, («паразитам, жуликам, тунеядцам и хулиганам», но и на пропаганде хорошей, образцовой работы. Глаз рабкора должен научиться видеть как преступников, вредителей и лодырей, так и примеры трудового героизма, замечать таланты в области усовершенствования, нововведения в производстве, которые нужно рекомендовать вниманию других цехов, других предприятий.

Печать, — заканчивается статья, — обязана развязывать творческую инициативу масс, а это предполагает умение поощрять лучшие образцы работы, всячески развивать трудовое соревнование, перестраивать психику рабочих масс, воспитывать в них «хозяйское» отношение к производству, к народному хозяйству, ко всему пролетарскому государству».

«Г.» внимательно следит за деятельностью низовых транспортных многотиражек («Тяговик», «На рельсах», «Сигнал», «Семафор», «Власть труда» и др.), отмечая положительные и отрицательные стороны их работы, дает советы для их улучшения.

Широкой популярностью среди читателей пользовались приложения к газете. В 1921 г. газета давала приложение «Коммунист на транспорте». В 1927 г. в качестве приложений газета давала подписчикам журналы: «Гудок» — домашним хозяйкам», «Гудок» — детям». В мае 1929 г. подписчикам было разослано приложение «Рабкор-железнодорожник».

С мая 1926 г. редакция практикует регулярный выпуск сменных полос по отдельным железным дорогам. Сменная полоса за 26 апреля 1930 г. вышла с обширным на всю полосу лозунгом «Путь для сквозного движения по Турксибу открыт». В ней опубликованы приветствия работников редакции, рабкоров и всех читателей «Г.» строителям Турксиба.

Материалы газеты 30-х годов шли под постоянными рубриками и разделами: По Советскому Союзу, Москва, Парт руководство на ж. д. транспорте, в Президиуме ЦК союза, В мире науки и техники, Рабочий фельетон, Листок РКИ — «Под огонь самокритики», Театр и кино, Радиопередача и др.

С 1 октября 1940 г. газета выходит 3 раза в неделю, тираж — 275 тыс. экз.

С началом Великой Отечественной войны редакция во главу угла ставит вопрос о всей важности самоотверженного труда железнодорожников, их патриотической помощи фронту и тылу, в интересах скорейшей организации разгрома и победы над фашистскими захватчиками.

4 июля 1941 г. в «Г.» опубликовано обращение работников депо Москва-Сортировочная ко всем железнодорожникам Советского Союза с призывом обеспечить все нужды Красной Армии в перевозках, быстро и бесперебойно доставлять военные грузы на фронт.

Введенное военное положение на железных дорогах п установление воинской дисциплины потребовало от всей железнодорожной печати, и в первую очередь от «Г.», повышения политического уровня выступлений. Газета борется за ускорение продвижения поездов, четкое выполнение заданий по погрузке и выгрузке, за улучшение качества ремонта паровозов и вагонов,

«Г.» внимательно следит за всеми ценными начинаниями на железнодорожном транспорте, подхватывает и распространяет их. 5 марта 1943 г. в статье «Ценная инициатива» газета освещает важный почин железнодорожников Ленинской железной дороги по скоростному продвижению грузов для восстанавливаемого Сталинграда. Эту инициативу сквозного соревнования за быстрейшее продвижение грузов поддержали все дороги Советского Союза. 14 марта 1943 г. в статье «Предмайское соревнование железнодорожников» газета подхватывает предложение рабочих горьковской железной дороги по «уплотнению рабочего дня», поддерживает их почин в обучении новых кадров для создания наркомовского резерва помощи участкам, освобожденным от немецких оккупантов.

В послевоенное время газета борется за неуклонное повышение производительности труда, за наиболее эффективное использование техники, за максимальную мобилизацию внутренних резервов, всемерное ускорение оборота вагона, полное удовлетворение потребности народного хозяйства в перевозках.

Новый пятилетний план предусматривал огромные работы по восстановлению железных дорог в пострадавших от войны районах, по новому железнодорожному и заводскому строительству. Это было благодатное поле деятельности для всей железнодорожной печати — от «Г.» и дорожных газет до станционной печати включительно.

«Г.» критикует отдельные низовые газеты, проходящие мимо главного, регистрирующие факты, а не анализирующие их.

Газета призывала редакторов низовой железнодорожной печати уделять больше внимания злободневной тематике, подчеркивая всю важность пропаганды пятилетки на. своих страницах. «Г.» пишет о необходимости освещать партийную жизнь во всем ее многообразии, о вооружении молодежи стахановским опытом, призывал уделять больше внимания комплексному изучению механики движения поездов.

Под заголовками газетных рубрик и подборок — По магистралям страны, Соревнование по профсоюзам за выполнение пятилетки в 4 года, Предмайское соревнование железнодорожников, В лабораториях ученых и изобретателей, Организация коллективной стахановской работы смен, Культурно-массовая работа на линейных станциях, Ускорение оборота вагона — резерв подъема перевозок, Общественный смотр готовности строительства механизмов и мн. др.— «Г.». из номера в номер в популярной форме освещал производственную и общественно-политическую жизнь железнодорожников, подчеркивая достигнутые успехи и клеймя недостатки.

В 1943—1946 гг. ответственными редакторами «Г.» работали А. Г. Баулин, Д. С. Березин.

Передовая номера от 9 апреля 1948 г. «Быть честным и правдивым перед государством» рассказывала о поступивших с различных участков транспорта тревожных сигналах: о фактах приписок, о представлении неправильных сведений и очковтирательстве. Статья резко критиковала ненормальное положение: «Там, где развита большевистская критика, где критика, как прожектор, освещает все плохие стороны работы, где эта критика действенна и принципиальна, там нет почвы для возникновения таких явлений. Приписки, в том числе и приписки к зарплате, помимо того, что они являются антигосударственным поступком, тормозят развитие производительности труда, ибо если есть обходные пути скрытого увеличения заработной платы, то мастера, отдельные работники транспорта не думают о рационализации, о технических новшествах, о механизации процессов труда».

Особое внимание редакция уделяла работе с письмами трудящихся. В своих выступлениях газета не раз подчеркивала огромное политическое значение для печати, особенно для дорожных газет, заводских, отделенческих многотиражек и стенных газет, этого неиссякаемого источника жизненно важной и содержательной тематики. «Партийные организации транспорта, — призывал «Г.», — должны систематически проверять работу с письмами, работу бюро жалоб и строго взыскивать с коммунистов за нерадивое отношение к этому важному делу».

«Г.» пользовался непререкаемым авторитетом у низовой елезнодорожной печати. Центральная газета всегда внимательно следила за работой («подшефных», помогала им словом и делом, ставила перед ними задачи.

5 мая 1955 г. главный редактор «Г.» Б. И. Красников, отмечая большое количество выходящих на дорогах низовых газет (на Юго-Восточной ежедневно и через день выходят свыше 100 газет, на Донецкой — 15 ежедневных, на Южной — свыше 20), говорил о большой организующей роли их. В связи с этим автор разбирал удачный опыт некоторых железнодорожных газет. Он пишет о «Железнодорожнике Донбасса», которому принадлежала заслуга того, что на Донецкой магистрали все шире и ярче проявлялась новаторская мысль; о действенной помощи машинистам-тяжеловесникам в сложных метеорологических условиях Заполярья «Печорской магистрали»; о том как широко популяризует достижения мастеров высокопроизводительного труда «Железнодорожник Кузбасса»; о том, как поддерживает почин создания школ экономии и другие ценные начинания газета «За образцовую магистраль» Московско-Курско-Донбасской ж. д. и т. д.

Говоря об общих задачах, стоящих перед всей прессой, автор писал, что она должна раздувать пламя всенародного соревнования, всеми доступными средствами добиваться, чтобы на каждом участке социалистической экономики росла производительность труда, постоянно совершенствовались техника и технология производства, полнее использовались богатейшие внутренние ресурсы. Газета, подчеркивал автор, только тогда на высоте стоящих перед ней задач, когда со страниц ее постоянно слышится биение пульса трудовой жизни.

После июльского Пленума ЦК КПСС (1955) вопросы технического прогресса занимают на страницах «Г.» ведущее место. При этом редакция уделяла главное внимание задачам реконструкции локомотивного хозяйства и вопросам электровозной и тепловозной тяги.

По предложению читателей в 1955—1956 гг. систематически в «Г.» появлялась Страница рационализатора и изобретателя.

Редакция располагала опытными кадрами журналистов, широким авторским активом рабкоров-железнодорожников, успешно мобилизовавших транспортников на борьбу за технический прогресс. В этом отношении большую роль сыграл Дефектоскоп — отдел сатиры и юмора, который выходил в «Г.» несколько лет по 3—4 раза в месяц, получив большое признание читателей.

Высмеивая в Дефектоскопе недостатки на транспорте, «Г.» не забывал покритиковать и самого себя. И даже в день своего 40-летия, 23 декабря 1957 г., говоря о своем творческом пути, газета пишет и о тех серых, ничем не примечательных материалах, которые часто помещаются в спешке, только ради темы, для проформы. «Гудковцы обязаны как рачительные хозяева использовать буквально каждую строку газетной площади», — писалось в юбилейном номере.

26 июля 1958 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за плодотворную работу по коммунистическому воспитанию советских железнодорожников и по мобилизации их на успешное выполнение заданий партии и правительства, в связи с выходом десятитысячного номера, газета «Г.» награждена орденом Трудового Красного Знамени. Этим же Указом был награжден ряд сотрудников редакции, издательства и типографии: орденом Трудового Красного Знамени награжден начальник ротационного цеха Бусько М. Ф., корреспондент газеты Дудко А. Н., главный редактор газеты Красников Б. И., бывший заместитель главного редактора Шацков С. В.; орденом «Знак Почета» — 12 сотрудников типографии и редакции; медалью «За трудовую доблесть» — 15 человек; медалью «За трудовое отличие»—14 человек.

В 60-е годы, памятуя о совете В. И. Ленина внедрять в прессу «побольше экономики», о его требовании оценивать экономические успехи без зазнайства и хвастовства, неустанно искать и выращивать ростки нового, воспитывать массы на живых, конкретных образцах, газета все большее внимание уделяет экономическим вопросам, призывает к этому низовую печать, разбирая их материалы, показывает, как надо это делать.

В разборе низовой печати 5 мая 1967 г. «Г.» обращает внимание на работу «Железнодорожника Белоруссии», рассказывающего из номера в номер об опыте высокопроизводительного использования вагонов, о подготовке предприятий дороги к экономической реформе. «Г.» останавливается на работе заводских многотиражек, стенных газет, вносящих ощутимую лепту в дело улучшения культурного обслуживания пассажиров, в дальнейшее совершенствование технологии перевозок, улучшение экономических показателей.

Газета призывала железнодорожную печать усилить идейно-воспитательную работу в формировании человека коммунистического общества, еще больше и ярче писать о политическом просвещении, о культурном обслуживании трудящихся, о деятельности пропагандистов и агитаторов.

Готовясь к достойной встрече 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, редакция «Г.» ввела новую рубрику Ленинская трудовая вахта, под которой систематически публиковалась информация о ходе социалистического соревнования,, посвященного ленинскому юбилею.

Из номера в номера помещались материалы Ленинианы. В течение 1968 — 1969 гг. на страницах «Г.» особый интерес представлял цикл теоретических статей доцента Академии общественных наук при ЦК КПСС М. С. Черепахова под заголовком «Черты ленинского стиля»: «Деловитость» — 4 декабря 1968 г., «Искусство предвидения» — 18 декабря 1968 г., «Четвертая заповедь» — 22 января 1969 г., «Учить и учиться» — 15 мая 1969 г., «Уважение к человеку» — 22 августа 1969 г. Интересна также статья Л. Сосонкина «Год 1919 — май. Транспорт в делах и думе Ильича». Статьей. Ю. И. Палецкиса «Семья единая, нерушимая» — 20 апреля 1969 г. «Г.» открыл новую рубрику Ленин, дружба народов, наша жизнь, под которой публикуются в «Г.» письма, корреспонденции, статьи о торжестве ленинской национальной политики Коммунистической партии, идей пролетарского интернационализма.

Центральная газета железнодорожников сильна неразрывными связями с массами. В конце 60-х годов газета получила свыше 76 тыс. писем в год. В них поднимались и освещались важные вопросы хозяйственной практики, организации труда и быта, культурно-просветительной работы. Газета активизирует этот процесс, призывает читателей посылать больше писем, пишет: «Выдвигайте на всенародную арену гвардейцев труда, новаторов, неутомимых общественников, умелых воспитателей, руководителей производства. Критикуйте беспечных, нерадивых, бесхозяйственных. Делитесь откровенно мыслями, суждениями. Знайте, что редакция всегда готова ответить на ваши вопросы, что корреспонденты «Гудка» немедленно садятся в поезд, а то и в самолет, если тревожный сигнал с линии, если человек нуждается в срочной помощи. Рады будем новым и новым откликам, замечаниям о материалах, появляющихся на газетных страницах»[1].

О популярности «Г.» говорит и непрестанный рост его тиража: в 1961 г. — 363 тыс., в 1964 г. — 468 тыс., в 1967 г. — 600 тыс. экз.

Газета широко и многогранно показывает жизнь и труд железнодорожников — одного из самых многочисленных отрядов рабочего класса, помогает им еще успешнее бороться за выполнение заданий партии и правительства, за всемерное повышение эффективности производства.

Страницы «Г.» — живая летопись развития социалистической Родины, ее широко развернутого железнодорожного транспорта. На протяжении более чем полувекового пути «Г.» по-боевому помогал советским железнодорожникам строить новое социалистическое общество, успешно решать поставленные перед ними партией и правительством задачи.

Одно поколение журналистов-железнодорожников сменялось другим: вместо ветеранов — первых талантливых и боевых журналистов двадцатых годов — на страницах газеты выступают новые, хорошо подготовленные газетчики, выступает молодежь, пришедшая из вузов, но славные традиции старейшей рабочей железнодорожной газеты бережно хранятся и приумножаются.

Когда газета еще начинала свою жизнь, ее тираж исчислялся несколькими десятками тысяч экземпляров, а сейчас на быстроходных ротационных машинах печатаются сотни тысяч экземпляров.

Тысячи рабкоров, внештатных авторов, общественных корреспондентов, читателей, тесно связанных с редакцией, — вот те силы, чьими руками делается изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год массовая газета «Г».

_________
1 «Гудок», 23 декабря 1967 г.

Источники: sovmedia.ru, И.Кузнецов, Е.Фингерит. Газетный мир Советского Союза, 1972