Малоизвестные приёмы и методики исследования языкового материала

В.К. Харченко. Малоизвестные приёмы и методики исследования языкового материала. — М.: Издательство Литературного института им. Л.М. Горького, 2008. —  128 с.

Издание представляет собой вторую книгу дилогии: первая — «Белые пятна на карте современной лингвистики: книга рисков» (М., 2008). Во второй книге охарактеризованы методики и приёмы, в разное время апробированные автором, но могущие оказаться востребованными при анализе нового материала. Вводится понятие телеологической лингвистики как совокупности образцов профессионального поведения.

В жанре распространённого сейчас «мастер-класса» хотелось бы поделиться некоторыми разработанными и/или уточнёнными приёмами и методиками исследования языка путём раскрытия как обнадёживающих, так и удручающих моментов, мажора и минора в их использовании.

 

Значительная часть предлагаемого списка методик и приёмов нацелена на максимальную НАГЛЯДНОСТЬ подачи и интерпретации языкового материала. Абсолютное большинство фактов лингвистической графики вращается вокруг трёх моделей-схем, соответствующих методологически весьма значимым принципам:

во-первых, это принцип взаимодействия, отражаемый в таблицах-схемах с многочисленными, нередко обоюдоострыми стрелками-зависимостями;

во-вторых, принцип частичного наложения, графически отражаемый в виде взаимопересекающихся кругов П. Эйлера, имеющих общую часть;

наконец, в-третьих, принцип включения, когда изображается больший овал или круг, в который включены овалы поменьше для передачи структуры, например, лексико-семантического поля, в последнее время — концепта.

 

Вcё это прекрасно работает и будет работать, однако можно предложить ещё и нечто иное: слепые сюжетные схемы, ритмические парадигмы прозы, матричное представление «ускользающего» образного материала.

И  всё-таки в центре внимания будет не столько графика, сколько содержание, даруемое самим методом или приёмом исследования. Термин «графическая лингвистика» носит рабочий характер. Однако желая сделать объект исследования более наглядным, мы иногда на выходе получаем новое знание.

В этой же книге выскажем свои соображения и по поводу квантитативной стилистики, и о возможностях так называемой сплошной выборки, и о необходимости акцентных примеров.Если бы мы писали сейчас учебное пособие, то были бы обязаны напомнить, что такое метод, а что «всего лишь» методика и приём. Впрочем, и здесь есть несостыковки: сравнительно-исторический метод и… метод сплошной выборки, метод сплошной выборки и… методика компонентного анализа.

Для нормальной, причёсанной, прибранной (как бы уже и неживой!) лингвистики — таковой она иногда предстает в академическом зеркале преподавания, в тех же учебных пособиях — noлезно различать торжественность и весомость метода и вспомогательность приёма. Однако для исследования языка статусное, обозначение используемого инструментария по большому счёту, непринципиально, и мы не будем удаляться в опасные, хотя заманчивые джунгли схоластики.

Далее. Если бы мы писали учебное пособие, то были бы обязаны последовательно осветить сначала наиболее известные методы лингвистического анализа, после чего плавно переходить к не менее) известным методиками и приёмам. Мы этого делать не будем. Подобную информацию можно отыскать в любом учебнике по теории; языка, а мы по определению не должны далеко уходить от «белых пятен», тем более что в аннотации к книге пообещали поделиться, прежде всего, собственным опытом из того, что было наработано Я что показалось интересным. Конечно же, в практике своих исследований мы использовали и другие известные методы, но далее речь пойдёт о вещах куда более узких и куда более конкретных, хотя далеко не простых.

Ещё одно предварение. При описании предлагаемых методик и приёмов мы (с соавторами по монографиям!) будем водить хороводы вокруг: писателя Сергея Есина, детской речи, русских романсов, фрустрации и народных примет, поскольку именно этим в разное время занимались и поскольку именно на этом материале вырабатывали и проверяли методики описания.

Содержание

Глава 1. МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ПРИЁМЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА
Трендовый опрос

Методика слепых сюжетных схем«Методом сплошной выборки», или Линейная фиксация ключевых характеристик русского романса

Методика сплошной выборки при изучении детской речи

Исчисление текстового коэффициента

Квантитативная стилистика: исчисление коэффициента лексического разнообразия текстов

Коэффициент лексического разнообразия в ассоциативном эксперименте

Матрица взаимодействия художественных троповФокусный материал, или Иллюстративные эталоны

Методика исследования ритма художественной прозы

Исследование полиинтонем

Поиск аналогов в исследовании языкового потенциала

Методика исследования концептосферы примет и поверий: кластеры — криптоклассы — профильные признаки

Глава II МЕРОПРИЯТИЯ, ЖАНРЫ, СУДЬБЫ. ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА

Ректорский диктант

Конкурсы ораторского мастерства

Словари, календари, хрестоматии, заметки

Интервью с лингвистами

Увеличительные стёклышки

Источник: sovmedia.ru

Универсальный токарно винторезный станок СП "Стан-Комплект. .