Медиареволюция-2011

РИА «Новости» провело международный медийный форум

В 2011 году РИА «Новости», финансируемое при участии государства, а сегодня уже и крупнейший в стране медиахолдинг, празднует своё 70-летие. Ключевым событием масштабных празднований стал международный форум «Медиа будущего», который прошёл 23—24 июня в новеньком, с иголочки пресс-центре агентства.

Медиасобытий такого масштаба в Москве не происходило, пожалуй, ещё никогда, причём размах определялся не столько числом участников и иностранных спикеров, сколько их реальными заслугами в отрасли и качеством докладов.

Шутка ли — будущее медиа приехали обсуждать главный редактор The Guardian Алан Расбриджер, основатель и почётный председатель MEF Americas and Mobilium International Ральф Саймон, он же консультант прекрасной и ужасной Леди Гаги, председатель совета директоров EDventure Эстер Дайсон (правда, как раз её-то, как члена совета директоров «Яндекса», можно довольно часто встретить в Москве), менеджер по международному развитию Facebook Ангела Цэ, заместитель главного редактора Associated Press Томас Кент, ответственный за стратегическое партнёрство Google News в регионе EMEA Мадхав Чиннаппа, эксперт в области безопасности мобильных сетей и защиты личных данных Эндрю Змолек и многие другие.

По словам главного редактора РИА «Новости» Светланы Миронюк, на форуме в целом собиралось 400 участников, 30 докладчиков из 10 стран, около 40 главных редакторов и почти сотня журналистов.

Главный вывод, который прозвучал из уст Алана Расбриджера и с которым согласились, кажется, все спикеры, — СМИ не просто переживают эпоху, когда ломаются традиционные устои и принципы работы, — мы стали свидетелями настоящей революции.

«Если отвечать на вопрос, что сейчас происходит — революция или эволюция современных медиа, то я считаю, что это, конечно же, революция, даже несколько одновременных революций: экономическая и технологическая. И я считаю, что это было большой ошибкой — думать о происходящем как о медиаэволюции. СМИ в мире сейчас делятся на тех, которые хотят быть открытыми, и тех, которые хотят быть закрытыми. Что такое открытые СМИ, я поясню на примере The Guardian. В 70-х годах в газету пришёл работать театральный критик Майкл Биллингтон, сейчас он один из самых влиятельных журналистов, пишущих о британском театре. Спросите любого редактора, готов ли он избавиться от такого критика? Я отвечу — нет, ведь он знает о театре гораздо больше любого известного мне человека. Но с другой стороны, когда Майкл сидит в театральном зале, мы не можем сказать, что сидящие рядом с ним 400 человек ничего не понимают в происходящем на сцене и им нечего сказать. Сетевые СМИ интересны как раз тем, что дают возможность высказаться каждому», — подчеркнул м-р Расбриджер.

Практически то же самое несколькими минутами ранее, открывая форум, сказала и г-жа Миронюк: «…сегодня и есть тот самый слом эпох в мире медиа, о котором так долго говорили главные редактора, технологи, гуру инноваций все предыдущие десятилетия. Таких масштабных изменений, которые сегодня происходят внутри самих средств массовой информации, мне кажется, не было на протяжении всей истории».

Необратимые перемены вызваны технологическим прогрессом и стремительным развитием гражданской журналистики (так называемый user generated content, UGC), однако маститые журналисты всё ещё верят в то, что пользователи, вооружённые мышкой и клавиатурой, не смогут полностью занять место профессиональных СМИ. Однако без тесной кооперации с аудиторией уже не обойтись.

Пока что на 500 профессиональных журналистов, которые работают в РИА «Новости», приходится 1800 гражданских репортёров, причём за несколько последних месяцев их число выросло в два раза. А в течение ближайших пяти лет их число может приблизиться к миллиону. Миронюк пообещала, что агентство начнёт работать с пользовательским контентом и на других языках — сначала в близлежащих республиках, а потом и в более отдалённых частях света.

Впрочем, заместитель главного редактора агентства Associated Press Томас Кент предостерёг СМИ от слишком тесного контакта со своими читателями: «Самое худшее, что может произойти, — это утрата границы между новыми и традиционными СМИ, если источники из новых медиа будут цитироваться серьёзными изданиями».

Впрочем, какие именно СМИ считать новыми, а какие старыми, не такой простой вопрос, как кажется. Основатель Всемирной сети редакторов француз Бертран Пекери, кажется, сказал вслух о том, что мы все давно подозревали: «Может быть, это последний раз, когда мы говорим о новых и старых медиа, — конвергенция уже здесь. Телевидение, радио и газеты — это была концепция массмедиа ХХ века. Сейчас пришло время персонализированных новостей, когда пользователь сам выбирает, что и как потреблять. Закончилось то время, когда медиа рассматривали друг друга как конкурентов, сегодня они должна работать вместе».

«Больше нет мононосителя, нет такой последовательности: газета — бумага, радио — эфир, телевизор — эфир. Нет моноканала — мы вещаем везде, во всех каналах», — отметила в своём выступлении на форуме, одном из самых значительных и прорывных, заместитель главреда РИА «Новости» Наталья Лосева. И подчеркнула: секрет успеха журналистской заметки заключается в том, что она должна быть максимально таргетирована с точки зрения интересов аудитории. «Для будущего СМИ это означает, что мы больше не можем делать один гармоничный, сбалансированный, взвешенный продукт. Чтобы достигнуть каждого конкретного пользователя, мы должны научиться распылять продукт очень умными, точно таргетированными молекулами».

На фоне того, как много нового контента создают сами пользователи, главные функции СМИ меняются. Теперь это не создание и трансляция новостей, а фильтрация информации, проверка фактов и умение выделить суть происходящего. Причём вне зависимости то того, нравится это самим журналистам или нет, инициаторами перемен, к сожалению, являются не СМИ, а аудитория, которая находится под воздействием новых технологий. И СМИ должны эти эманации уловить.

Большой проблемой для профессиональных медиа может стать и тот факт, что аудитория индифферентно относится к медийным брендам, предпочитая получать новости не на площадке СМИ, а в соцсетях, френдлентах и новостных агрегаторах. По словам Лосевой, «СМИ перестали быть хозяевами, которые принимают гостей только дома. Мы идём туда, где находится аудитория».

В конце доклада Наталья Лосева вывела семь вопросов, которые сегодня особенно тревожат СМИ: на чём мы будем зарабатывать, когда информация общедоступна, а главные её поставщики — не медиа? Сохранятся ли в 2020 году СМИ как общественный институт со своими ценностями? Сохранят ли при этом СМИ свои площадки, или основное вещание будет встроено в другие каналы? Какой, наконец, тип контента будет востребован аудиторией, когда она уже сегодня плохо читает и хорошо фотографирует?

Вопрос о бизнес-моделях не одиножды поднимался на форуме, однако чёткого ответа на него так никто и не дал. «Новые бизнес-модели пока не могут возместить потерю доходов, которую несут традиционные СМИ. Капитализация новых медиа достигает, с одной стороны, астрономических размеров, но очевидно, что они пока выражают надежду на получение сверхприбыли в будущем. Пока новые медиа едва выходят на операционную окупаемость», — отметила Светлана Миронюк.

А известный эксперт мобильной индустрии Ральф Саймон посоветовал СМИ соревноваться с бесплатным контентом за счёт привлекательного бренда, оперативности и контекстуальности, справедливого ценообразования и предоставления лучшего сервиса — бесперебойного, безопасного, интуитивно понятного. При этом Саймон особенно подчеркнул, что прибыльность веб-сервисов к 2020 году будет измеряться не деньгами, а виртуальной валютой — временем и вниманием, затраченными на них пользователем, а также влиянием, которое медиа оказывают на аудиторию.

«Мне кажется, что мы идём к такой гибридной модели, когда роль журналистов будет заключаться в том, чтобы поддерживать коммуникацию и быть в большей степени информационными посредниками, чем лекторами или учителями», — подытожил в видеоинтервью РИА «Новости» главред «Часкора» Иван Засурский, который модерировал на форуме одну из секций.

Текст: Анастасия Алексеева

Источники: Litsnab.ru, РИА «Новости», Частный корреспондент