Особенности информационной революции на азиатском континенте

Информационная революция не может не стимулировать развитие всех областей человеческой деятельности, она оказывает и будет оказывать в будущем положительное влияние на экономику и политику, на межгосударственные отношения

В декабре 1984 года, специалисты из 22 азиатских стран собрались в Сингапуре, чтобы обсудить новую для многих проблему информационной революции. К тому времени в целом ряде стран Азии наблюдался быстрый рост числа печатных изданий и их тиражей, ускоренными темпами расширялась сеть эфирного, кабельного и спутникового телевидения, и всем казалось, что информационный взрыв, который уже охватил развитые страны, коснулся и азиатского континента. На сингапурской встрече поднимался вопрос о влиянии усиливающегося потока информации на развитие культуры и образования, на рост экономики, на технический прогресс. Дискуссия, начатая в Сингапуре, была продолжена в августе 1986 года на специальном семинаре в Дели. Там прозвучала четкая мысль, что в развивающемся мире, в том числе в Азии, пора сделать средства массовой информации доступными не для отдельных классов, а для широкой, массовой аудитории, что явилось бы «революционным скачком, дающим возможность серьезно воздействовать на политику, экономику и культуру азиатских стран»[1].

Последующие годы доказали правоту тех, кто видел в тогдашних процессах в сфере масс-медиа настоящую информационную революцию. Экономический рост в некоторых азиатских странах, развитие культуры и образования, повышение жизненного уровня людей явились прочной базой для создания современных информационных инфраструктур. Разумеется, это касалось прежде всего стран, добившихся особенно заметных успехов в экономике и социальной сфере, среди них Таиланд, Сингапур, Малайзия, Южная Корея, Тайвань, Индонезия.. Однако и менее развитые страны стараются поскорее включиться в информационные процессы, поскольку хорошо понимают роль коммуникации в жизни общества.

Заметно выросло во многих азиатских странах влияние печатных средств информации. Усилившаяся конкуренция в мире информационного бизнеса заставила издателей постепенно повышать качество печатной продукции. Газеты и журналы стали лучше выглядеть, более современным и привлекательным стало их оформление, материалы все больше отражали интересы широких масс читателей. В результате спрос на печатные издания постоянно рос, что подтверждают и данные статистики: за период с 1975 по 1993 год число экземпляров ежедневных газет на тысячу жителей в Южной Корее поднялось в 2.4 раза и достигло 412, в Сингапуре — в 1,8 раза (337), в Северной Корее — в 3,5 раза (221), в Малайзии — в 1,4 раза (118), в Таиланде — в З,З раза (73), на Филиппинах — в 3,1 раза (50), в Индии — в 2,1 раза (31) и т.д.[2]

Опыт показал, что развитие печатной индустрии во многом зависит от таких факторов, как уровень грамотности населения, техническая оснащенность информационной сферы, политический климат в стране. Часто последний фактор становится преобладающим, и в тех странах, где пришедшие к власти диктаторские, антидемократические режимы начинали фактически войну с прессой, развитие печатных средств массовой информации неизбежно тормозилось. Так было в свое время в Пакистане, Южной Корее, на Филиппинах. И вполне естественно, что смена режимов и возвращение к демократическим формам правления открывали путь к быстрому росту прессы. В Южной Корее, например, с уходом последнего президента-диктатора и принятием демократической конституции 1987 года были созданы условия для появления изданий самой разной политической окраски, в том числе оппозиционных. И если в 1980—1987 годах в стране выходили лишь 29—30 ежедневных газет и 97—226 еженедельников, то уже в 1988 году число ежедневных газет выросло до 65 и еженедельников — до 496, а спустя пять лет (в 1993 году) в стране уже выходили 112 ежедневных газет и 2236 еженедельников[3]. Подобная же ситуация складывалась на Филиппинах, в Пакистане, Таиланде и некоторых других странах. В Непале введение многопартийности и первые шаги по демократизации общественной жизни (конец 80-х — начало 90-х годов) привели к настоящему буму в сфере печатной журналистики. Одна за другой появлялись в стране газеты, которые уже не скрывали своих политических симпатий и антипатий, и очень быстро их число перешагнуло за 100…

В отличие от многих других стран континента всегда была известна своей относительной стабильностью Индия. Здесь не было антидемократических режимов, не было жестких законов, ограничивающих деятельность прессы, и это сыграло важную роль в быстром развитии печатной журналистики. Индийская пресса отличается динамичностью и постоянным стремлением расширять свою аудиторию. За последние 20 лет число газет и журналов увеличивалось стремительными темпами: если в 1975 году в стране выходило 12185 периодических изданий, в том числе 822 ежедневные газеты и 3666 еженедельников, в 1980 году — 18140 изданий (1173 ежедневные газеты и 5280 еженедельников), в 1985 году — 19937 (1334 ежедневные газеты и 6951 еженедельник), то в 1990 году число изданий увеличилось до 28491, а число ежедневных газет и еженедельников — соответственно до 2856 и 8927. Возросший спрос на газетную информацию резко поднял тиражи ведущих изданий. В 1994 году тираж ежедневной газеты на языке малаялам «Малаяла Манорама» достиг 750 тыс. экз., англоязычной «Таймс оф Индиа» — 711 тыс., «Пенджаб кесари» (на языке хинди) — 614 тыс., еженедельника «Малаяла Манорама» — 1 млн 288 тыс. экз.[4] Среди факторов, способствующих повышенному спросу на печатную продукцию, немаловажное значение имеет постепенный рост грамотности населения. Если в 1971 году в Индии лишь 29,3% жителей могли читать и писать, то в 1991 году число грамотных поднялось до 52,1%, причем штат Керала, где, кстати, выходит крупнейшая по тиражу газета «Малаяла Манорама», уже добился 100%-ной грамотности своих жителей.

Активно развивается пресса и в слабых в экономическом отношении странах. Например, в Бангладеш многие газеты, особенно выходящие в Дакке и Читтагонге, все чаще используют современную технологию, включая фотонабор и офсетную печать. Быстро растут тиражи изданий, в первую очередь на бенгальском языке. В стране нынешние процессы в журналистике называют подлинной революцией. Среди факторов, обеспечивающих рост прессы в Бангладеш, — доступность газетной бумаги, которая производится на заводах в Кульне, импорт оборудования и сырья, конституционные гарантии свободы печати.

Информационную революцию в Азии трудно представить также без феноменально быстрого развития вещания, особенно телевизионного. Во многих странах континента разразился настоящий бум, стимулировавший как рост числа телепередатчиков, так и качественный скачок в подготовке программ. Появление цвета на экране, расширение кабельного и спутникового телевещания, строительство заводов по производству телевизоров — через все это прошла за очень короткий период телеиндустрия азиатских стран. В результате уже в 80-е годы телевидение стало важным элементом информационных и образовательных систем Азии. С каждым годом росла телевизионная аудитория, все больше семей приобретали телевизоры, получая, таким образом, доступ к дополнительной информации, знаниям, к лучшим образцам национального и мирового искусства.

С самого начала существования телевидения правительственные организации в большинстве азиатских стран взяли его под свой контроль. Первые каналы были государственными, но и появившиеся со временем частные, коммерческие каналы также контролировались государственными учреждениями. Так, открытый в 1984 году в Малайзии коммерческий канал ТВ-3 в значительной мере принадлежал министерству финансов, владевшему контрольным пакетом акций. В Таиланде из пяти каналов лишь один считается правительственным, два принадлежат королевской армии, остальные два, будучи частными, полностью контролируются государством. Такая же ситуация в Шри Ланке, Индонезии, Сингапуре, Пакистане и других странах. Контроль правительства часто предполагает государственные дотации, которые вместе с доходами от телерекламы дают большие возможности для быстрого развития телевидения. Эти возможности успешно реализуются, например, в Индии, где подлинный телевизионный бум принес невиданные плоды.

Родившись в 1959 году, индийское телевидение (оно носит официальное название Дурдаршан) сначала медленно, затем все быстрее шло по пути расширения и модернизации своей сети. Были мобилизованы лучшие научные силы, выделены значительные средства, к решению проблем, связанных с телевидением, привлечены парламент, политические партии, государственные и общественные учреждения. Ставилась задача расширить потенциальную зрительскую аудиторию сначала до 70% индийского населения, потом до 90%. Главной проблемой было и остается приобщение к телевидению гигантских масс сельского населения. Известно, что 70% индийцев проживают в сельской местности, а крестьянство по уровню жизни и количеству получаемых социальных благ по-прежнему отстает от городского населения. Несмотря на то, что телевидение в стране существует уже четвертое десятилетие, в доме индийского крестьянина телевизор и сейчас встретишь не часто. Нужно учесть, что на долю сельского населения падает основная часть неграмотных и им недоступны печатные издания, а это значит, что массы индийских крестьян, имеющие в качестве единственного источника информации только радио, как бы выпадают из значительной части информационного пространства. Впрочем, эта проблема существует в большинстве азиатских стран, поскольку везде как пресса, так и телевидение, будучи не доступными крестьянам, тяготеют чаще всего к городу.

Наибольший рывок сделало индийское телевидение в последние два-три года. Еще недавно страна имела всего два национальных телеканала, затем появились развлекательный канал Зи-ТВ, спортивный, музыкальный и другие каналы. 15 августа 1994 года, в День независимости, начали действовать еще 13 каналов, каждый из которых ведет передачи на определенном индийском языке. В Индии работают 569 телепередатчиков и 31 центр, производящий телевизионные программы, многие районы страны охвачены телевещанием полностью (Гоа, Пенджаб, Дели и др.) или на 90% (Западная Бенга-лия, Уттар-Прадеш, Бихар, Джамму и Кашмир и т.д.). С марта 1995 года Индийское телевидение начало международное вещание: с помощью компании Зи-ТВ и спутника «Эйшасэт» ведутся передачи на значительную часть Азии — от Вьетнама и Сингапура до Турции и Йемена. Пять дней в неделю по международному каналу транслируются новости, передачи о текущих событиях, индийские фильмы.

Телевидение не только Индии, но и других азиатских стран постепенно выходит за пределы национальных границ. Многочисленные спутники, запущенные над континентом, помогают нести видеоинформацию из далеких точек планеты. Среди этих спутников немало чисто азиатских Индия, Индонезия, КНР, Япония не только сами используют запущенные ими спутники связи, но и сдают в аренду телекомпаниям других стран отдельные спутниковые линии. Так, малайзийское телевидение, приобретя один из каналов индонезийского спутника «Палапа», обеспечило себе возможность вести передачи на отдаленную, восточную часть страны, а также на Таиланд, Филиппины и Индонезию.

Наряду с печатью, радио и телевидением важную лепту в создание обширного информационного пространства в Азии вносят национальные и региональные информационные агентства. В настоящее время во всех азиатских странах действуют информационные службы, обеспечивающие обмен информацией как внутри континента, так и в более широком масштабе. Наиболее крупными агентствами, задающими тон на азиатском информационном рынке, по праву считаются индийское «Пресс траст оф Индиа», китайское «Синьхуа», японское «Киодо», малайзийское «Бернама» и индонезийское «Антара». Научно-технический прогресс позволил этим агентствам произвести коренной переворот в процессах сбора, обработки и распространения информации. Еще 10 лет назад один из редакторов агентства «Бернама» писал, что «внедрение новейшей техники позволяет в буквальном смысле революционизировать все операции, связанные с информацией». «Наши журналисты, — отмечал он, — способны теперь оценить громадное количество информационных материалов, поступающих из 40 пунктов мира, быстро отобрать и передать необходимую информацию нашим подписчикам»[5].

Компьютеризация агентств, начатая в те годы, продолжалась и позже, охватывая все новые и новые сферы деятельности информационных служб. К тому же компьютеры совершенствовались, одно их поколение сменялось другим… Правда, различные агентства имели разные компьютерные системы, и обмен информацией между системами с различными компьютерными языками представлял определенную проблему. Специалисты «Пресс траст оф Индиа» в 1987—88 годах взяли на себя инициативу и разработали единый формат, создав конвертор для ввода сообщений из одной компьютерной системы в другую, что помогло активизировать информационный обмен в Азии[6].

Активизации такого обмена должно было способствовать и создание региональных информационных служб. Еще в 1961 году была учреждена Организация информационных агентств стран Азии и Тихого океана (ОАНА). Первыми ее членами были 9 агентств, за которыми последовали и другие. Вплоть до конца 1981 года активность ОАНА была небольшой: она ограничивалась обменом информацией по почте и выпуском специальных бюллетеней. В последующие годы с помощью ЮНЕСКО была создана в рамках ОАНА Азиатско-Тихоокеанская информационная сеть (АНН), ставшая основой для более широкого внутриазиатского обмена оперативной информацией и другими материалами. Были определены 8 агентств, которые стали распределительными центрами АНН, среди них ПТИ, «Антара», «Бернама», «Киодо» и др. С внедрением новейшей технологии и компьютеризацией национальных агентств АНН стала более активно влиять на информационные процессы в Азии.

Другим региональным объединением в Азии стала созданная в 1980 году «Сеть информационных агентств Ассоциации стран Юго-Восточной Азии» (АСЕАН). В нее вошли «Бернама», «Антара», филиппинское и таиландское агентства, а спустя несколько лет агентство Сингапура и в 1995 году в связи с вступлением в АСЕАН Вьетнама — вьетнамское агентство ВИА. Участниками объединения принимались меры по развитию сотрудничества в сфере информационного обмена, делалось многое для расширения обмена новостями, радио- и телепрограммами, фильмами и видеозаписями. Предполагается создать единый банк данных для информационных агентств и других органов печати стран АСЕАН. Развитие перспективной информационной инфраструктуры стран Юго-Восточной Азии, включая модернизацию агентств, должно повысить конкурентоспособность всей информационной системы АСЕАН, сделать ее важным элементом современных информационных процессов не только в Азии, но и во всем мире.

Практика показывает, что информация во всех ее формах и проявлениях становится неотъемлемой частью современной жизни. От качества информации, от уровня информационного обеспечения зависят успехи как в экономике, так и в политике, культуре, социальной области. Многие десятилетия мы связывали информацию прежде всего с привычными для нас газетами и журналами, с радио и телевидением, информационными службами. Именно они в своем движении вперед, в своем постоянном стремлении идти в ногу с техническим прогрессом открывали эпоху информационной революции. Рождение спутниковой коммуникации, громадные успехи в области телевизионного вещания, революционные изменения в газетно-журналь-ном производстве означали в то время стремительный бросок в то, что некоторые называли «информационным постиндустриальным обществом». Но технический прогресс продолжает потрясать мир. В информационной революции начался новый этап, когда классические средства массовой информации сливаются с самыми современными видами информационного обслуживания — компьютерными сетями, доступными благодаря новейшей технике практически каждой семье.

Готовы ли к такому повороту азиатские страны? Судя по реакции прессы и общественности, наиболее развитая и технически подготовленная часть азиатского континента постепенно входит в этот новый информационный мир, где совершенно новые функции получили телефон, компьютеры, телевидение, радио, факсы, видеотехника. Понятие «мультимедиа» перестало быть предметом теоретических поисков и экспериментов. Вслед за развитыми странами Европы и Америки приступили к практическим действиям в этой области и ряд азиатских стран. В Японии, Южной Корее, Сингапуре раздались призывы к созданию современных информационных обществ. Уровень экономического развития этих стран, их техническая вооруженность вполне соответствовали их амбициозным планам.

В Южной Корее первые шаги, направленные на формирование общенациональной информационной сети, были предприняты еще в 1986—87 годах. В эту сеть вошли пять информационных систем — в сфере финансов и банковского дела, национальной безопасности, национальной обороны, образования и научных исследований, общественно-административной. Позднее к ним присоединились средства массовой информации, ставшие важной частью создаваемого в стране информационного пространства. Уверенные в могуществе современной коммуникационной техники, которая не только ввозится из развитых стран, но и с успехом производится на отечественных предприятиях, корейские специалисты прогнозируют подлинный информационный взрыв и связанный с ним новый рывок в экономической, культурной и других областях. В ожидании прихода информационного общества ведущие газеты и телекомпании заранее готовятся к новым условиям, создавая шаг за шагом комплексную информационную структуру, которая уже получила определение «новые средства информации». Всем ясно, что возможности «старых средств информации» спишком ограничены, и, чтобы выжить, газеты, радио, телевидение, информационные агентства должны перестроиться и найти способ более эффективно слиться со структурами мультимедиа.

В начале 1995 года произошло объединение нескольких информационных структур в Японии. Под руководством тогдашнего премьер-министра Томичи Мураямы была разработана новая политика, призванная резко улучшить информационные возможности министерств, научных учреждений, университетов, были проведены эксперименты по совершенствованию новой технологии мультимедиа. Такая же работа ведется и в Индии, где уже действуют семь национальных информационных сетей. Одна из них — Национальный центр информатики — с сентября 1994 года установила прямую связь с информационными сетями 150 стран, а в самой Индии этот центр имеет 700 наземных станций космической связи. В последнее время Индия, Япония и другие азиатские страны активно присоединяются к мировой информационно-компьютерной сети Интернет. Для многих эта сеть служит своего рода электронным окном, через которое они могут не только получать необходимую информацию, но и передавать свою. Японская телеграфно-телефонная корпорация начала специальную программу по использованию сети Интернет в целях увеличения потока информации о Японии по всему миру[7].

Быстрое развитие коммуникационной технологии и создание мировых и региональных информационных сетей создали прочную базу для усиливающейся глобализации средств массовой информации. Азия уже испытывает на себе широкую экспансию транснациональных информационных гигантов. Телевизионная корпорация Руперта Мэрдока создала азиатскую компанию «Стар-ТВ», которая по нескольким каналам уже ведет телепередачи в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. За Р. Мэрдоком в Азию пришел Т. Тернер, который также начал телевизионное вещание. Информация становится более разнообразной и доступной, она все больше выходит из-под контроля правительств и цензурных комитетов. По этому поводу, выступая при учреждении компании Стар-ТВ, Руперт Мэрдок высказал следующую мысль: «Прогресс в развитии телекоммуникационной технологии представляет значительную угрозу всевозможным тоталитарным режимам. Факсимильные аппараты дают возможность диссидентам обходить контролируемую государством печать, автоматическая телефонная связь часто не позволяет государству контролировать межличностное общение, спутниковое вещание предоставляет жителям многих закрытых обществ возможность практически игнорировать подконтрольное телевидение»[8].

Время показало, что информационная революция и ее последствия устраивают далеко не всех. Среди ее противников немало руководящих деятелей, которых раздражает слишком большая доступность той информации, против которой они борются с помощью законов и ограничительных мер. В ряде азиатских стран (в Южной Корее, на Филиппинах, в Индонезии и др.) широкое распространение получила мысль, что экспансия западной информации несет в себе угрозу национальной культуре азиатских народов, что бесконтрольное вещание международных телекомпаний будет навязывать чуждые этим народам ценности, идеи, представления, что несовместимо с сохранением национальной самобытности и независимости стран Азии. Однако одно остается бесспорным: информационная революция не может не стимулировать развитие всех областей человеческой деятельности, она оказывает и будет оказывать в будущем положительное влияние на экономику и политику, на межгосударственные отношения, а это означает, что на континенте меньше будет конфликтов и больше — взаимопонимания.

____________

1 Asian Mass Communication Bulletin (AMCB), Singapore, 1986, N 5, p. 8.
2 Asiaweek, Hongkong, June 16. 1995, p. 22
3 The Korean Press 1994. Seoul. 1994, p. 113.
4 Manorama Yearbook 1995, Kottayam. 1995, p. 605.
5 «Media Asia». Singapore.: 1985. — N 4. — P. 220.
6 «Демократический журналист». М.: 1989. — № 1. — С 27.
7 Insight Japan. London. 1995, N 3, p. 40.
8 Far Eastern Economic Review, Hongkong, May 19, 1994, p.

Текст: Е.В.Круглов

Источники: sovmedia.ru, Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика, 1996