Перевёрнутый мир: реклама в блогах

Законопроект чреват подлинной революцией в блогосфере

Фото: Victor1558/ Flickr.com

Вчера на официальном сайте ФАС России опубликовано сообщение Клерк.Ру о готовящемся законопроекте по налогообложению блоггеров. После его прочтения многое становится на свои места.
О том, что доходы блоггеров от рекламы необходимо обложить подоходным налогом, г-н Железняк впервые заявил ещё на заре своей шумной законотворческой карьеры. Но тогдашние формулировки вызывали в лучшем случае недоумение — примерно такое же, какое вызывает его последняя инициатива по поводу СОРМ, которая, по сути дела, предлагает внести в федеральный закон всё то, что в прошлом тысячелетии прописано в нормативных актах Минсвязи. Фраза «Мы обяжем блоггеров платить подоходный налог!» звучит так же осмысленно, как предложение сделать платным проезд в московском метрополитене.

Но в свете последних разъяснений, сделанных депутатом, становится ясно, что законопроект чреват подлинной революцией в блогосфере. Потому что речь в нём вообще не идёт о налогообложении каких бы то ни было доходов. Налогом совершенно сознательно предлагается обложить вовсе не деньги, полученные блоггером от кого бы то ни было, а любое упоминание бренда в блогосфере. То есть все посты, которые я за последние 12 лет написал в ЖЖ о прочитанных книгах, просмотренных фильмах и сериалах, прослушанных музыкальных записях, посещённых спектаклях, использованных программах и веб-сервисах, депутат Железняк предлагает законодательно приравнять к рекламе, совершенно независимо от того факта, что речь идёт о констатации личного мнения. Затем он хочет высосать из детородного пальца некую оценку «дохода», который бы сам он на моём месте получил за скрытую рекламу, и вменить мне налог в 13% от этой с потолка взятой суммы за каждый положительный отзыв. При этом вопрос моей виновности в извлечении дохода, согласно законопроекту, будет поручено решать… компьютерной программе, бюджет на создание которой в последнее время осваивается на базе ФНС.

Конечно, хорошо, что новый закон Железняка теоретически не может иметь обратной силы — но это всего лишь значит, что мне нельзя будет вменить штрафы за уклонение от уплаты налога в предшествующие 12 лет. А сам налог можно вменить за любую старую запись, если она по сей день доступна в архиве моего ЖЖ, и содержит положительный отзыв о чём бы то ни было коммерческом. Хотя я, честно говоря, не вижу причин ограничиваться коммерцией. Можно ещё вменить мне налог за каждый случай участия в благотворительных акциях: ведь Pomogi.org — тоже вполне себе бренд, даже если фонд за почти восемь лет существования не истратил на рекламу в Интернете ни рубля. Какая разница, если налог вменяется не на доходы, а на факт упоминания бренда?!

Тут читатель вправе задаться вопросом: а может ли подобный закон вообще работать?! Здравый смысл подсказывает отрицательный ответ. Потому что, согласно исследованиям компании Яндекс, самыми популярными тегами русскоязычной блогосферы являются «музыка», «кино» и «книги/литература». По этим темам русские блоггеры успели к сегодняшнему дню написать (или ретранслировать) не один миллион постов. И ёжику ясно, что все посты с такими тегами содержат отзывы на ту или иную музыкальную, кинематографическую, книжную продукцию — то есть те самые «упоминания брендов», за которые депутат Железняк предлагает выкатывать налоговые претензии. Скажем, за одно только лето 2006 года Яндекс.Поиск отмониторил в русскоязычных блогах 3391 запись, посвящённую фильму «Пираты Карибского моря». Будут ли авторам всех этих записей вменён подоходный налог? А как быть с авторами 4852 постов, где впрямую назван вышедший неделю назад на Яндекс.Музыке альбом Земфиры «Жить в твоей голове»? Будут ли по каждому из этих 4852 упоминаний выставлены налоговые требования?

Вопрос риторический. Совершенно очевидно, что принцип равенства граждан перед законом в данном случае не может быть соблюдён чисто технически. Даже если чудо-софт, установленный в ФНС, выдаст на-гора URL-адреса 66,7 миллионов постов (это 1% от базы записей Яндекса), где упоминаются те или иные бренды, то даже отдалённо не существует никакой теоретической возможности, чтобы по каждой из этих находок силами ФНС установили бы автора и выкатили ему налоговую претензию. Следовательно, на 99,9999% придуманных депутатом Железняком «нарушений законодательства» уполномоченный орган будет вынужден сразу и совершенно сознательно закрыть глаза. А претензии предъявлять по одному посту из каждого миллиона выявленных.

Угадайте с трёх раз, по какому критерию мог бы отбираться этот один пост из миллиона.

Источник: dolboeb.livejournal.com