Система религиозной печати России

О системе периодической печати можно говорить лишь в том случае, если в обществе или в отдельной его подструктуре существует достаточное количество изданий различного типа, различных целевых установок, ориентированных на разные группы читателей.

Этому в полной мере соответствует религиозная и церковная печать, поскольку в ней находит свое отражение весь тот духовный плюрализм, существующий в настоящее время в России.

Началом формирования системы религиозной и церковной периодики следует считать 1990 год, когда Верховный Совет СССР принял Закон «О свободе совести и религиозных организациях», по которому религиозные и церковные организации получили права юридических лиц, возможность заниматься издательской деятельностью, а также вести независимую от государства информационную политику. О начале становления системы религиозной и церковной периодики именно в этот период можно судить хотя бы по тому факту, что первые номера большинства существующих в настоящее время религиозных и церковных изданий вышли в свет в начале 90-х годов.

Специфика системы современной религиозной и церковной печати обусловлена многими факторами: историческими, политическими, экономическими, национальными. Их влияние в настоящее время определило существование разнородной и многоплановой религиозной и церковной периодики не только христианской направленности, но и других традиционных для России конфессий: ислама, буддизма, иудаизма.

Следует, однако, отметить, что издания этих конфессий пока немногочисленны и не имеют широкого распространения. Если учесть, что в России в настоящее время проживает 18 млн мусульман, рассчитанных на эту аудиторию религиозных исламских изданий очень мало, они в основном издаются и распространяются на территориях компактного проживания мусульманского населения.

Наиболее стабильно продолжает развиваться система христианской печати. В настоящее время в общей системе религиозной и церковной периодики она выделяется самыми большими объемами издаваемой информационной продукции, типами изданий и составом учредителей.

Христианскую систему печати составляют издания всех религиозных направлений христианства. Значительное место в ней занимает православная периодика, а также издания католиков, евангельских христиан-баптистов, старообрядцев, адвентистов. Свои издания в России имеет Русская православная церковь за рубежом, различные библейские и миссионерские общества.

В этой связи очень разнообразен состав учредителей и издателей, которые в настоящее время занимаются изданием газет и журналов христианской направленности. В него входят как юридические лица, в основном это церковные управления, духовные учебные заведения, епархии, церкви, приходские советы, партии, общественные организации, так и физические, частные лица.

Представителем партийной христианской прессы является газета «Вестник христианской демократии» — орган партии Христианско-Двмократический Союз России (ХДС). Кроме этого издания, существуют и другие партийные христианские издания, такие, как «Вестник независимого христианского движения» и «Вестник Российского Христианско-Демократического движения», которые, как и «Вестник христианской демократии», не имеют широкого распространения.

Патриотические национальные идеи, связанные с духовным возрождением на основе монархии, выдвигает газета «Русь Державная», заявленная как «Православная народная газета». Ее учредителем является редакционный коллектив. Газета имеет подписку и, как периодически сообщается во врезках, издается на народные деньги при участии Русского национального банка.

Свое издание имеет Всемирная библейская организация «Грейтер Грейс» с филиалом в Петерберге. С 1991 года на пожертвования верующих она издает газету «Вести благодати».

Не остаются в стороне от издательской деятельности и отечественные библейские общества, а также различные богословские организации. Некоторые из них действуют в рамках церковных организаций, другие работают независимо и имеют статус общественных.

Так, Северо-Западная Библейская комиссия с 1990 года издает «Известия Библейских комиссий» с грифом «Духовное просвещение», а независимое историко-богословское общество выпускает «Журнал историко-богословского общества», цель которого — «предоставить людям, занимающимся изучением Священного Писания и святоотеческих творений, церковной истории и других направлений богословской мысли, возможность творческого обмена информацией, проведение совместных обсуждений и сотрудничества по взаимоинтересующим проблемам».

Очень активно развивается миссионерская печать. Представитель этого направления христианской печати — иллюстрированный журнал «Русский паломник», учредитель которого Валаамское общество Америки. Издание этого журнала возобновлено в 1991 году после перерыва с 1917 года. Ориентирован он больше на православных христиан, однако ставит перед собой более широкие цели: «сохранение и распространение древнехристианской монашеской мудрости вне всяких церковных разделений для всех 50 юрисдикции, исповедующих православную веру во всех странах мира».

Значительное место в системе религиозной периодической печати России занимают издания духовно-просветительского направления. Среди них литературно-художественные и философские издания, журналы, посвященные проблемам церковного искусства и другие. В 1991 году вышел в свет учрежденный Независимым фондом возрождения церковного искусства иллюстрированный журнал «Храм», который как раз и посвящен проблемам церковного искусства, иконографии, духовной поэзии, современной иконописи, литературному и философскому наследию.

Идеи христианства развивает литературно-художественный, историко-краеведческий «Московский журнал». Те же традиции заложены в ежемесячном журнале художественной литературы и общественной мысли — «Слово», который имеет специальную рубрику «Благовест», публикующую материалы по церковной жизни. Больше половины занимают материалы на церковные и религиозные темы в литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Радонеж». Христианско-просветительское издательство «Аслан» совместно с христианским молодежным клубом «Осанна» выпускает литературный альманах под названием «Свеча».

Обзор изданий христианской направленности, которые принадлежат так называемым независимым издателям, можно продолжать бесконечно. Очевидно то, что изданием религиозной духовной периодики занимаются очень многие. Это и различные партии и общественные движения, объединения граждан, банки и частные лица. Все они имеют свои различные цели, которые выражаются в направлении и содержании газет и журналов. Большинство этих изданий развивают православные идеи, но есть издания общехристианского и экуменического характера.

Особое место в системе религиозной печати России занимает церковная периодика. Несмотря на то, что фактически все церковные издания находятся под патронажем той или иной церкви, они так же, как и общерелигиозные издания, весьма разнообразны по своему статусу, типам и проблемно-тематическим направлениям.

Большую издательскую деятельность ведет церковь евангельских христиан-баптистов. Здесь выходит официальный орган Совета евангельских христиан-баптистов журнал «Братский вестник», который выпускается с октября 1945 года с перерывом в шесть лет (с 1949 по 1955 год). С 1978 года издается ежеквартальный духовно-нравственный журнал «Баптист», а с 1988 года — газета «Протестант», В последние годы церковь евангельских христиан-баптистов активизирует свою деятельность, что сказывается и на расширении ее периодики. Помимо названных изданий, с 1989 года начинает издаваться газета «Христианское слово» — орган Союза евангельских христиан-баптистов, с 1990 года — ежемесячная газета «Вера и жизнь», издание Пресвитерского Совета церквей евангельских христиан-баптистов.

Общую весьма разнообразную картину христианской периодики дополняют издания католических организаций в России. Они представляют собой издания информационного, экуменического и культурного характера и публикуют прежде всего материалы о проблемах христианского единства, роли католиков восточного обряда во Вселенской Церкви, а также знакомят читателей с жизнью Римской церкви и западного христианства. Хотя таких изданий пока немного. Среди 50 наименований католических церковных и христианско-просветительских изданий католического направления, издающихся на русском языке и ориентированных на русского читателя, в настоящее время в России издается, по нашим сведениям, всего 5—6 изданий. В Москве выходят два католических издания — информационные выпуски «С Богом» и бюллетень «Истина и жизнь». Выпуском информационных листков занимается новосибирская католическая община. Здесь выходит информационный листок католического направления под названием «Вифлеемская звезда». Католики Римского обряда с 1992 года наладили выпуск ежемесячного бюллетеня «Любовь и истина» в Петербурге. С 1994 года выходят газета Апостольской адми-нистратуры для католиков Латинского обряда европейской части России под названием «Свет Евангелия» и молодежный выпуск этой же газеты, который называется «Встреча». Та и другая газеты являются ежедневными и печатаются в издательстве Колледжа католической теологии им. св. Фомы Аквинского.

На русского читателя выпускает свои издания Церковь христиан-адвентистов седьмого дня. Она издает журнал «Адвентистский вестник», бюллетень Заокской духовной академии Церкви АДС «По стопам Христа».

Со своим словом к читателям обращается старейшая в России Русская православная старообрядческая церковь. Одна из ее газет «Старообрядческий вестник» имеет статус всероссийской газеты.

Свой oрган имеет Восточная Небесная Апокалиптическая церковь, которая выпускает благотворительную газету «Новый Иерусалим».

Усиливает свои позиции в России Русская православная церковь за рубежом. Кроме издававшихся в других странах изданий, в основном в США, предназначенных для чтения русским читателям, издания Русской православной церкви за рубежом появляются в настоящее время и в России. Одно из них «Православная Русь» — церковно-общественный орган РПЦ за рубежом.

Однако обзор церковной христианской печати не может считаться полным, если не учитывать богатую и разнообразную издательскую деятельность Русской православной церкви. Причем ее информационная периодическая продукция настолько обширна по типам изданий, количеству наименований, проблемно-тематическим направлениям и составу учредителей, что можно говорить об отдельной системе ее периодической печати как части более общей системы всей христианской печати России.

Ее становление происходило и происходит с использованием богатого опыта издательской деятельности Русской православной церкви прошлого века.

Конечно, речь не идет и не может идти о полном возрождении системы дореволюционной церковной периодики. Изменились условия жизни, выросли поколения людей, воспитанных в атеистических традициях, да и позиции Русской православной церкви коренным образом отличаются от тех, какие она занимала до революции, имея статус государственной церкви. Изменились и цели церковной периодики. Если в дореволюционной православной России основными задачами было соединение богословия и мирской жизни, углубление православного миропонимания, наставление уже воцерквленных людей на путь истинный, то в современных условиях Русской православной церкви через свою периодическую печать приходится решать уже другие задачи, главными среди которых является катехизаторская миссия, приобщение людей к вере и возвращение их в лоно церкви.

Однако и в этих изменившихся условиях богатый опыт церковной журналистики прошлого не остался неиспользованным. Это прежде всего касается структурного формирования системы периодики Русской православной церкви. Следует отметить, что развитие периодической печати тех или иных конфессий во многом определяется положением и официальным статусом соответствующей церкви в государстве и обществе. В этом отношении Русская православная церковь, как и в целом православие, хотя и не имеет государственного статуса, все-таки обладает несомненным преимуществом перед другими церковными организациями России.

Россия является признанным во всем мире центром православия, где год от года укрепляются позиции Русской православной церкви во главе с Патриархом и управляющей структурой в лице Московского Патриархата. Четко структурирована и вся система РПЦ, которую составляют епархии, приходы, монастыри, духовные учебные заведения. В эту структуру входят и подчиняются установленным правилам многочисленные православные братства, общины, другие объединения верующих.

В соответствии с этой организационной структурой в основном происходит развитие и церковной печати. В отличие, скажем, от общественно-политической периодики, где деление на центральные и местные издания теряет свое значение, церковная печать и, в частности, печать Русской православной церкви, пока сохраняет в какой-то степени иерархический принцип. Хотя оговорка «в какой-то степени» не случайна. Общие тенденции развития современной журналистики не миновали и церковную печать. Некоторые епархиальные и даже приходские издания расширяют свою тематику, обращаясь к общецерковным проблемам, дают информацию о жизни других епархий и приходов, заявляя о себе как общецерковные издания. Примером издания такого типа и характера может служить газета «Православная Москва», которая выходит, как и многие другие издания, «по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II». В начале 90-х годов эта газета выходила как двух-четырех полосное издание прихода Никольской церкви в г Зеленограде. В настоящее время газета вышла на всероссийский уровень, распространяется по подписке и в розницу и является по существу наиболее массовой из всех церковных изданий, заменив в этом качестве «Московский церковный вестник» — официальное издание Московской Патриархии, претендовавшее некоторое время назад на роль массовой общецерковной газеты, пока с августа 1995 года вообще не прекратило свои выпуски.

Созданный в 1994 году вместо Издательского отдела Московской Патриархии Издательский дом «Хроника» Московской Патриархии продолжает выпускать несколько официальных общецерковных изданий: официальный орган Русской православной церкви «Журнал Московской Патриархии», официальный орган РПЦ, информационный ежемесячник «Официальная хроника. Журнал Московской Патриархии» и др. По тематике материалов, постановке проблем, стилю изложения и то и другое издания адресуются в первую очередь священнослужителям, но стараются привлечь внимание и массовой аудитории, во всяком случае той ее части, которую интересуют вопросы церковной жизни.

Задачи духовного воспитания ставит перед собой еще одно ежемесячное издание Московской Патриархии — цветной иллюстрированный ежемесячник «Православное чтение». Этот журнал рассчитан в основном на читателей, уже приобщившихся к вере, готовых к совместному размышлению о смысле бытия и поисках путей спасения, которые они находят в православии.

Занимаются издательской деятельностью, в том числе выпускают периодические издания различные отделы Московского Патриархата. Отдел церковных сношений выпускает «Информационный бюллетень» и ежеквартальный журнал «Церковь и время», отдел религиозного образования и катехизации — журнал для семейного чтения «Православная беседа».

После вынужденного перерыва с 1917 года, начиная с 90-х годов, возобновила свою деятельность епархиальная печать. Во многих епархиях выходит по нескольку изданий, учредителем которых выступают епархиальные управления. Одно из них, как правило, является официальным органом епархиального управления и в соответствии с этим публикует центральный и местный церковный официоз, материалы по истории церкви, проповеди, святоотеческие и богословские произведения, материалы, посвященные истории и традициям православия.

Наиболее распространенным типом издания здесь являются газеты, однако наиболее крупные епархиальные управления переходят на журнальную форму, что дает им возможность через свои издания вести широкую информационную, просветительскую, воспитательную работу. Такое сочетание различных направлений характерно практически для всех существующих епархиальных журналов и определяет его типологическую структуру — официального многопрофильного издания. По этой схеме работают «Воронежский епархиальный вестник», «Тверские епархиальные ведомости», «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» и другие. Ориентируясь в основном на священнослужителей и воцерквленных читателей, постоянных прихожан храмов, эти издания стараются привлечь внимание и массовой аудитории.

Активно развивается приходская и обительская печать, издают свои газеты и журналы различные православные братства и общины, некоторые епархии наряду с официальными органами имеют еще и другие издания. Среди них выделяются духовно-просветительские и веропроповеднические издания, которые ставят перед собой задачи религиозного просвещения и воспитания путем толкования истин православия, знакомства с историей православия и Русской православной церкви, духовными традициями прошлого и т.д. Одним из таких изданий является качественный журнал «Даниловский благовестник» — издание Московского Свято-Данилова монастыря.

Как продолжение традиций дореволюционной церковной периодики явилось появление целого ряда изданий, предназначенных для воскресного чтения, ориентированных на все возрастные категории читателей и по своему типу приближенных к изданиям для семейного чтения.

Существовавший долгое время вакуум информации религиозного и церковного содержания привел к возникновению огромного количества журналов, газет, бюллетеней, информационных листков, которые издают многочисленные православные братства, отдельные церкви, приходы, общины, группы граждан. Одни из них выходят с финансовой помощью церковных организаций, как например, журнал «Жизнь во Христе», который с помощью Московской Патриархии издает Норильская церковь. Другие издаются на пожертвования верующих, третьи ищут и находят спонсоров среди предпринимателей или учреждаются самими предпринимателями, примером чему является православная газета «Благовест», учредителем которой выступает Рязанская ассоциация предпринимателей.

Под духовным попечительством тех или иных церковных организаций и по благословению церковных иерархов издается множество частных газет и журналов православного содержания. Эти издания разные по типу, по направлениям, по техническому исполнению, но они не просто дополняют существующую в настоящее время систему православной периодики, но занимают в ней едва ли не самое определяющее место, поскольку в отличие от официальных церковных изданий приближены к своему читателю и освещают волнующие его проблемы.

Большинство из них занимается сугубо религиозной проблематикой и видит свои задачи в духовном просветительстве и религиозном воспитании, однако следуя запросам аудитории, некоторые из этих изданий стремятся сказать свое слово по самым острым проблемам современной жизни. Появляются церковные издания, которые наряду с традиционной духовной тематикой разрабатывают общественные и политические проблемы. По ряду общих признаков их можно определить как церковно-общественные и церковно-политические издания. И все-таки стремление ряда церковных изданий выйти на массовую аудиторию с целью стать объединяющим началом вокруг той или иной политической идеи в целом для церковной периодики явление достаточно редкое. Она больше сосредоточена на проблемах духовного просвещения, веропроповедничества, нравственного воспитания на традициях Православия, а также на внутрицерковных делах

Развивая лучшие традиции прошлого, современная церковная печать стремится удовлетворить запросы самых разных групп читателей. Выходят специальные издания для заключенных, военных, студентов. Издаются детские газеты и журналы. Выходят несколько методических изданий для священнослужителей и т.д.

В представленном материале затронуты только самые общие структурные и типологические характеристики и проблемно-тематические направления современной системы христианской печати России. Ее становление и развитие сопровождается большими трудностями, которые вызваны и субъективными, внутрицерковными проблемами, и объективными, которые переживает вся страна. Однако появление все новых и новых религиозных и церковных изданий служит достаточно красноречивым свидетельством тому, что современное общество испытывает потребность в духовной периодике, а это значит, что система религиозной и церковной печати будет развиваться и совершенствоваться.

Текст: Л.В.Кашинская

Источник: sovmedia.ru, Материалы Международной научно-практической конференции «Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика» в 4-х томах. Том 2. / Сост. Т.Е. Сафонова — М.: «ИНТЕЛЛЕКТ» — 1996. — 438 с.