УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА — орган Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, выходит 3 раза в неделю (данные 1972 г. — sovmedia.ru).
«У.г.» начала выходить как орган ЦК Союза работников просвещения СССР с 3 октября 1924 г. 2 раза в неделю под редакцией А. Н. Багрецова, Ф. В. Кипарисова, А. А. Коростелева, Н. К. Крупской, М. Ф. Ломакина, Н. Н. Попона. Ответственный редактор — С. Б. Ингулов.
Излагая свои основные задачи в передовой первого номера «В ногу с рабочим классом», «У. г.» писала: «Советская власть и Коммунистическая партия… хотят видеть в учителе не только школьного работника-профессионала, ной работника-общественника, сознательного проводника идей рабочего класса среди крестьянства, борца за социалистическую культуру в нашей отсталой и неграмотной деревне.
Помочь учителю стать этим работником на общественно-культурном поприще, связать учителя с политической повседневностью всего нашего пролетарского государства, с мероприятиями Советской власти, с политикой РКП, с работой профессионального союза и жизнью всей пролетарской общественности— вот главная задача нашей газеты».
Редакция обещала последовательно вести пропаганду марксизма-ленинизма, всячески помогая учительской и всей просвещенской массе в деле политического и педагогического самовоспитания.
Газета была рассчитана на учителей начальной и средней школы, работников детских садов и других детских учреждений, преподавателей педвузов, работников органов народного образования и ставила перед собой задачу быть коллективным органом разрозненной и распыленной просвещенской массы, сплотить их вокруг Союза работников просвещения. «Газета имеет громадное организующее значение. Одна из задач — сделать слышнее голос учительства, — писала Н. К. Крупская в статье «Коллективный организатор учительства» («У. г.», 3 октября 1924 г.). — Необходимо, чтобы у учителя была «своя» газета, куда он мог бы писать о том, что волнует, мучает, о своей жизни и борьбе, о тех трудностях, которые приходится преодолевать, о тех достижениях, которых удалось добиться, несмотря ни за что. Через газету учитель сможет говорить с учительством в целом, с теми, которым дорог каждый шаг на фронте просвещения…»
Основные разделы и рубрики: На путях к новой школе, На общественно-культурной работе, Жизнь и быт, За неделю, По СССР, В нашем Союзе, На окраинах, Книга — учителю.
С момента создания «У. г.» активно включается в подготовительную работу сто созыву Всесоюзного учительского съезда. Газета публикует статьи крупнейших деятелей просвещения — Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. Коростелева — о коренных вопросах, стоящих перед системой народного образования, предваряя обсуждение выдвигавшихся съездом проблем.
Накануне съезда газета посвящает ему несколько сдвоенных номеров со статьями: А. В. Луначарского — «Парад Красной Армии просвещения», Н. К. Крупской — «Ленин о школе и учительстве», А. Коростелева — «Союз и сельское учительство», 3. И. Лилиной — «Учительство и крестьянская общественность» и др. материалы.
Во время прохождения съезда (13—16 января 1925 г.) газета печатает его материалы: доклады А. Коростелева — «Учитель и профдвижение», А. Луначарского — «Задачи просвещения в системе советского строительства», Н. Крупской — «Советская школа», А. Тюракулова — «Национальный вострое и школа».
«У. г.» публикует «Декларацию первого Всесоюзного учительского съезда» и «Обращение» к учительству всех стран, Красной Армии и Красному Флоту, ленинскому комсомолу, Цекапрос и ВЦСПС.
18 января 1925 г. редакция «У. г.» организовала совещание корреспондентов — делегатов съезда, которому был посвящен специальный номер, содержавший редакционную статью «О чем писать нам», подборку «Учитель об «Учительской газете» и др. материалы. В этом же номере была помещена статья ответственного редактора газеты С. Б. Ингулова «Наши корреспонденты». Отмечая рост корреспондентов (с 45 в начале деятельности газеты до 800 на съезде), выступление подчеркивало высокий долг, ответственность, важность работы корреспондентов, учило их «видеть жизнь», критиковать недостатки и не упускать ростки нового, положительного в советской жизни, а главное — писать только правду, какова бы она ни была».
Газета призывала своего корреспондента активно участвовать в общественной и культурной работе учительства, в вопросах строительства школы, а также работать в тесном контакте с селькором, помогать ему, поддерживать и участвовать в его совещаниях, конференциях, съездах.
«У. г.» приглашала читателей обсуждать каждый номер газеты, его достоинства и недостатки; писать в редакцию о том, что нужно изменить, что нового ввести в нее, что продолжать развивать, быть активным строителем своей газеты.
Газета боролась за грамотность, за «укрепление культурного вооружения пролетариата», за политехническую школу, за качество преподавания и изменение его методов в целях максимального приближения школы к рабочему и крестьянину.
Газета пристально следит за ходом культурной революции, дает практические советы по ее проведению, критикует недостатки. Интересный материал был помещен 31 августа 1929 г. в специальном номере, посвященном районированию Московской области: газета глубоко проанализировала состояние грамотности, охват детей школами и т. п. вопросы. 28 октября 1929 г. в подборке «Рубить неграмотность под корень» «У. г.» остро критиковала организационную путаницу в руководстве народным просвещением, слабое привлечение к этому вопросу широкой общественности.
Страницы газеты оформлялись под шапками и лозунгами: «В поход за грамотность, за книгу», «Превратим школы в штабы воинственного безбожия», «Культурное строительство в уровень с хозяйственным» и т. п.
В газете появляются рубрики: Последние известия, Партийная жизнь, Отовсюду, Вкратце, На темы дня, Наши беседы, Как идет прием в вузы, Маленький фельетон.
В 1929—1930 гг. одновременно с основным выходил и Ленинградский выпуск «У.г.».
Ленинградский выпуск, первые пять номеров которого были посвящены областному съезду учителей, выходил тиражом в 25 тыс. экз. под редакцией А. Я. Вигалок с 11 мая. 1929 г. Разделы и рубрики: Культурное строительство, Смычка школы с общественностью, Городские школы в перестройке сельского хозяйства, Трибуна съезда, По области, Суд и быт.
До апреля 1930 г. «У. г.» практиковала систематический выпуск сменных страниц — Нижегородских, Западных, Средневолжских, Сибирских, Иваново-Вознесенских, Центрально-Черноземных, Северо-Кавказских, Белорусских, Украинских и т. д.
Тираж газеты в начале 1930 г. составлял 150 тыс. экз.
В связи с новым, решающим этапом культурной революции газета с 9 апреля 1930 г. выходит под новым названием — ЗА КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ. Газета становится ежедневным органом ЦК Союза работников просвещения СССР, а с 1 октября 1931 г. — органом Цекастроса СССР и Наркомпросов союзных республик и Центральных комитетов. Газета издавалась под редакцией А. К. Аболина, А. Н. Богомолова, А. С. Бубнова, О. А. Волжиной, П. Ионова, Н. К. Крупской, М. Ольшевца, М. С. Эпштейна. Ответственный редактор — П. Ионов, затем — В. Ю. Жебровский.
Говоря об углублении задач культурной революции, газета писала: «Ширятся задачи миллионной армии просвещенцев. Размах принимает все более гражданские размеры, массы идут в бой за культуру. Рамки школьных учреждений сегодня тесны для просвещенца, учителя, культпросветчика, музейного работника. Появилось новое слово — культармеец, организатор масс на бой за культуру».
В августе—сентябре 1930 г. газетные полосы «3. к. п.» были посвящены «Массовому походу за культуру», «Фронту всеобуча», «Школам в национальных республиках и областях», «Политехническому съезду».
«З.к.п.» становится центром работы по просвещению масс, устанавливает тесную связь со своими читателями, руководит их работой на ниве культурной революции. С этой же целью газета связывается с редакциями других советских, особенно крестьянских газет. Развертывая культпоход в деревню, редакция подняла широкую кампанию «за организацию засева культурных гектаров имени XVI партсъезда» (в осеннюю кампанию 1930 г. и весеннюю 1931 г.) и вызвала для проведения ее ряд других газет. Газеты, вызванные на соревнование, обещали систематически следить за ходом мобилизации масс вокруг выполнения задач культурной революции в деревне, в том числе вокруг лозунга «В каждом колхозе, в каждой деревне должны быть культурные гектары имени XVI съезда».
«З.к.п.» 30-х годов вместе с руководством Союза работников просвещения усиливала работу по ликбезу, всеобучу, политехнизации школы. В центре внимания газеты стоит вопрос подготовки учительских кадров, «З.к.п.» становится боевым органом культурной революции. Остро ставит газета вопрос о качестве преподавания в национальных республиках.
Газета освещала не только внутреннюю жизнь СССР, но и все жгучие вопросы международной жизни. Все больше места находят на страницах газеты вопросы литературы, искусства, истории педагогики. В «З.к. п.» печатаются писатель Фед. Гладков, поэты Микола Бажан, Эд. Багрицкий, Вас. Лебедев-Кумач. «О литературном наследии Н. Г. Чернышевского» пишет критик Г. Лелевич, активно сотрудничали фельетонисты Арк. Бухов, Мих. Долин (Шатуновский) и другие.
10 января 1937 г. «3. к. п.» посвятила специальную страницу исследованию В. Я. Кирпотина «Пушкинское наследство».
18 февраля 1937 г. газета посвящает большую статью величайшему педагогу — Иоганну Генриху Песталоцци.
Широко отметила газета 8 марта 1937 г. Вся третья полоса газеты повествовала о десятках тысяч замечательных советских учительниц — основном отряде просвещения. В этом же номере газета посвятила ряд статей выдающимся женщинам Страны Советов и зарубежным друзьям: Н. К. Крупской (статья 3. Кржижановской «Прекрасная жизнь»), К. Цеткин (статья Л. Сталь «Незабываемый образ»), Долорес Ибаррури (статья М. Сергеева «Любимый вождь испанского народа»).
9 октября 1937 г. вышел последний 140 (2266) номер «З.к.п.», с 11 октября газета выходит под старым названием— УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА. Ответственный редактор — В. А. Голенкина.
Газета была рассчитана на учителей начальной и средней школы, работников детских домов и других детских учреждений, на преподавателей педагогических училищ и вузов, работников органов народного образования, культуры и просвещения. Освещала различные проблемы воспитания, вопросы осуществления полного среднего образования и политехнического обучения, публиковала статьи по истории русской педагогики, о педагогических взглядах В. Г. Белинского, Н. И. Пирогова и др., по обобщению передового опыта преподавания, по теоретическим и общественно-политическим вопросам.
Осенние номера «У.г.» 1937 г. были посвящены кампании выборов в Верховный Совет. Страницы газеты были широко открыты для обмена опытом учительства в агитационно-пропагандистской работе вокруг выборов. Газета считала своей задачей помогать советскому учительству занять в предстоящей предвыборной кампании подобающее ему место.
С 1940 г. «У. г.» выходит как орган Наркомпросов союзных республик и Центральных комитетов профсоюзов работников начальной и средней школы, высшей школы и научно-исследовательских учреждений, политпросветительских учреждений и дошкольных работников тиражом 250 тыс. экз. 3 раза в неделю: по средам, пятницам и воскресеньям.
Газета довоенного времени активно помогала учителю в его работе, вместе с ним «поднимала школу на уровень требований нашего советского времени».
Номер за 3 января 1941 г., посвященный 70-летию со дня смерти великого русского педагога К. Д. Ушинского, вел разговор о насущных проблемах советской педагогики.
2 февраля 1941 г. редакция открыла широкую дискуссию по актуальным вопросам советской педагогической науки и приглашала научных работников, преподавателей педвузов, учителей и работников просвещения обязательно принять участие в обсуждении этих важных вопросов.
В послевоенные годы газета выходит с подзаголовком — орган Министерства просвещения РСФСР и Оргкомитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Ответственный редактор — Н. М. Парфенова.
«У. г.» широко освещает вопросы развития науки, литературы, искусства и культурного строительства в странах народной демократии, опыт работы с интеллигенцией, укрепление культурных связей между социалистическими странами, пропагандирует успехи социалистической культуры, ее непримиримую борьбу против буржуазной идеологии.
Газета систематически публиковала Заметки с уроков, помогавшие учителю находить лучшие приемы и формы работы с классом, на своих страницах вела собеседования о проблемах современности по темам учебного плана и другим вопросам, являясь каждодневным советчиком и помощником учительства.
Из года в год росли связи газеты с учительством, увеличивалось число читателей и подписчиков. В 1965 г. тираж газеты был выше 1 млн. экз.
Ведущей темой газеты была пропаганда передового опыта, выявление и изучение лучших образцов работы. Во главе большого отряда педагогической печати «У.г.» боролась за претворение в жизнь решений партии и правительства о средней и высшей школе. Газета боролась за успешную подготовку к переходу ко всеобщему среднему образованию, добиваясь повышения качества преподавания в школе, укрепляя авторитет народного учителя. Особое внимание «У. г.» уделяла пединститутам, готовящим кадры не только для сегодняшней, но и завтрашней школы.
Газета систематически освещала на своих страницах подготовку школ, учителей, всех работников народного образования к празднованию 50-летнего юбилея Советского государства в 1967 г. и 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Особый интерес учительства вызывали публикации материалов, характеризующих становление и развитие в нашей стране подлинно народного образования, фундамент которому заложил Октябрь.
Чтобы «У.г.» быстрее доходила до миллионной читательской аудитории, она с 1967 г. одновременно печатается еще в 8 городах: Иркутске, Киеве, (Куйбышеве, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Свердловске, Ташкенте и Хабаровске, а с 1969 г. и в Ленинграде, Минске, Тбилиси — и теперь местные подписчики получили возможность читать свою газету одновременно с москвичами.
В конце 1967 — начале 1968 г. редакция в целях дальнейшего улучшения газеты, уточнения состава своих подписчиков, выявления их интересов и требований напечатала «Анкету-1968».
Детальный анализ (полученных ответов дал газете чрезвычайно интересный материал: читатели считают газету своим помощником, свыше 86% ответивших на вопросы сообщили, что делают из газеты вырезки, а некоторые ведут и личные подшивки. Что касается вузовской тематики, то в качестве упрека газете читатели писали, что, широко освещая вопросы профессиональной подготовки будущих учителей, редакция нередко забывает о многообразии жизни в пединститутах и педучилищах и в особенности о специфических интересах студенчества.
В 1970 г. редакция провела конкурс среди низовых газет системы просвещения за глубокое освещение ленинской темы, премия конкурса была присуждена газете Ульяновского пединститута «Призвание».
На всем протяжении своей работы «У. г.» деятельно помогает партии в борьбе за новую школу, за политехническое и профессиональное обучение, помогает учителю совершенствовать свой труд, искать и внедрять в практику новые, лучшие методы обучения и коммунистического воспитания подрастающего поколения.
__________
1 «За коммунистическое просвещение», 9 апреля 1930 г.
Источник: sovmedia.ru